Что почитать? Заметки библиофила. Часть 1

Автор: Дмитрий Зотов

Трилогия "Хрустальный грот", "Полые холмы" и "Последнее волшебство"


Эти заметки я хочу посвятить всем тем, кому так хорошо знакомо «замирательное» состояние перед книжной полкой. Когда достаточно протянуть руку, открыть любую обладательницу известной доли типографской краски - и тебя тут же охватывает ощущение свершившегося чуда. Каждая книга обладает своим неповторимым голосом гомеровской сирены, отвлекая вечно спешащего современника от всех его бесчисленных дел и уводя на свой «таинственный остров». Еще более «хищным» характером обладают любимые книги. Они просто-таки питаются временем взявшего их в руки человека.

… «Раскрытый том уводит, как набег,

В полон через заснеженное поле.

И попадает бедный человек

В объятья восхитительной неволи.»

С них я и начну.

Трилогия «Хрустальный грот», «Полые холмы» и «Последнее волшебство» дочери образованного викария Мэри Стюарт сопровождает меня вот уже несколько десятилетий, подарив возможность написать большой цикл стихов - столь яркий свет идет от этих книг в прекрасном переводе Инны Бернштейн. Впрочем, сама история волшебника Мерлина и короля Артура довольно известна, но «не это тебя погубит», как говорила колдунья в одной из ирландских сказок. Отношения человека и его дара - вот то, что является одной из основных тем трилогии. Центральная фигура Мерлина - одинокая в силу своей особости фигура человека, которому лишь иногда открывается будущее - сразу забирает на себя все внимание читающего. Мерлин здесь не колдун и не волшебник, но скорее мыслитель, не очень-то счастливый человек, сделавший однажды свой выбор между «мужеством и могуществом». Он подчинен силе, которая живет в нем самом, а отнюдь не внешним обстоятельствам. В представлении простых людей - да, он колдун, общающийся с потусторонними силами, и при этом еще и искусный целитель.

Герои этих книг, не претендуя на историческую достоверность (да и где она – достоверность?), запоминаются тем не менее так, как могут оставаться в памяти лишь реально живущие люди. Характеры, порою мастерски обозначенные двумя-тремя искусными штрихами, оставляют впечатление тщательно проработанных портретов.

Непреодолимая страсть короля Утера к Ингрейне - жене старого герцога Горлойса - приводит к зарождению жизни одного (Артура) и почти одновременной с этим смерти другого (Горлойса). И за всем этим незримо присутствует, словно выкованный из сотен звезд, меч. Меч - знамение, меч -

символ царской власти. Он «нырнет» сперва внутрь пещеры, откуда его добудет совсем еще юный Артур, а затем он окажется внутри алтарного камня, где будет дожидаться молодого наследника земли, ставшей после Британией.

«А рассвет выплетает цветной венок

У часовни в глухом лесу.

Тот, кто сможет из камня достать клинок,

Тот создаст и закон и суд.»

Совершенно завораживают пейзажи, которые словно бы вторят настроению героев. Вот лишь один из них, олицетворяющий мерную поступь спокойного путешествия. «Утро было тихое, в воздухе легкий морозец, поля одеты перламутровым инеем. Прибрежные земли здесь равнинные, луга и верещатники тянутся на многие мили, и морской ветер свободно гуляет над ними, просаливая травы и корежа одинокие сосны да колючий терновник. Глубокими извилистыми рытвинами сбегают к морю узкие ручьи, а в часы отлива на прибрежных отмелях полно всякой живности и крикливые морские птицы бродят между камней, привлеченные легкой добычей. Суровый край, но изобильный…»

Я не могу с уверенностью сказать, выберет ли вас эта книга, раскроет ли она перед вами свои тайны - но если это произойдет, то вы станете свидетелями и обладателями настоящего чуда. Пока же поверьте мне на слово.

Храни вас Бог, дорогие мои. Придет время, и я познакомлю вас со страницами новой книги.

13.10.2017г.

Общественная деятельность

Контакты

410056, г. Саратов
ул. Чапаева, 6
rsp-asouz@mail.ru

Please publish modules in offcanvas position.