О бедном авторе замолвите слово… История первая
Или рассказ о том, как типографии обманывают писателей
У этой истории почти детективный сюжет. Фамилии я, правда, называть не буду, потому что цель не обличить, а обнажить проблему.
Шло собрание нашего отделения. И к нам поприсутствовать зашёл один «не наш» автор. Он внимательно слушал, а потом попросил слово. Слово дали.
У этой истории почти детективный сюжет. Фамилии я, правда, называть не буду, потому что цель не обличить, а обнажить проблему.
Шло собрание нашего отделения. И к нам поприсутствовать зашёл один «не наш» автор. Он внимательно слушал, а потом попросил слово. Слово дали.
У него была проблема, которую он не мог разрешить уже пару лет: никто не брал на реализацию его книгу. Проблем с содержанием не было хотя бы потому, что эта книга получила гран-при в самом городе Париже. А издали её на спонсорские деньги в типографии уже здесь, в России. Переплет твердый. Тираж 3000 экз. Он кидался в книготорговые сети и в розничную торговлю. Везде отказ.
Дать ответ на этот вопрос сразу мы не смогли. На память был оставлен экземпляр для исследования или, если угодно, расследования его беды.
Председатель наш хорошо знает издательское дело, поэтому через сутки был вынесен вердикт:
Автор не виновен.
Виновна типография, которая не закрепила за книгой международный стандартный номер книги ISBN и штрих-код. Этот номер обязательно указывают издатели 140 стран (в том числе и в России). На его основе создается штрих-код, который мы видим на обложке. Его-то и считывают кассовые аппараты.
В противном случае книга получается без паспорта. А такая недогражданка – вне закона о реализации книжной продукции.
Услышав вердикт, я тяжело сглотнула. У меня тоже лежал дома некий тираж (хорошо что, скорее, тиражок), который был также выпущен типографией. Дома я открыла книгу и…
Вы совершенно правы: ISBN и штрих-код отсутствовали.
Я тяжело вздохнула. Ну да ладно. Всё познается в сравнении. Это не 3000 экземпляров. И издательство было другое. А вот проблема, судя по всему, типовая.
В издательство за руку меня привела писательница. Я просмотрела и её книги, которые она мне любезно подарила на память. Они тоже были «без вида на жительство». Люди, которые помогали мне в издании книги (увы, и не только мне) утверждали, что самое главное – наличие ББК и УДК. Именно это и делает книгу официальным изданием, закрепляя за автором его права.
Пришлось заняться ликбезом. Прекрасным пособием явилась книга Калинина С. Ю. «Как правильно оформить выходные сведения издания». Автор является старшим научным сотрудником Российской книжной палаты, и его авторитету можно доверять.
ББК и УДК – шифры для библиотек. Так удобнее размещать книги по полочкам.
А вот авторство закрепляется только в случае «паспортизации» книги путём присвоения ей ISBN. Действует эта система в нашей стране ещё с 1987 года, и сослаться издателям на незнание этого за тридцать лет практики уже и невозможно.
Есть еще один маленький штрих к этому факту. При издании книги ещё действует и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Таких экземпляров должно быть семнадцать: один – в Министерство Российской Федерации по делам печати, остальные – в Российскую книжную палату, где разойдутся по определенным крупным библиотекам. Так закрепляется авторство, а ещё пополняются библиотечные фонды.
Если издатель выпускает книгу за счёт автора, то автор обязан уплатить расходы на эти дополнительные семнадцать экземпляров и на почтовые расходы, связанные с их рассылкой. Издательство эти расходы перекладывает на себестоимость оставшейся продукции.
Вполне вероятно, что некоторые авторы не смогут позволить себе этот дополнительный расход, особенно, когда выпускают книгу за свой счет и малым тиражом. Но информировать писателей об этих нюансах надо, потому что за каждым – право выбора. В конце концов, речь идет об интеллектуальной собственности и её закреплении.
P.S. Наш главный герой, пострадавший безмерно от такого произвола на почве некоторой безграмотности, обозначил ещё ряд проблем, которые возникли у него при реализации несчастной книги.
Если вычленить общую проблему во всех его перипетиях, то обозначится она так – как донести хорошую книгу до читателя без лишних препон (а их о-о-очень много).
Пришлось подумать и над этим.
Как всегда, через тернии – к звёздам.
Юлия Клюева
Как всегда, через тернии – к звёздам.
Юлия Клюева